Воскресенье, 19.05.2024, 06:25
Частная Коллекция
Главная Регистрация Форум FAQ Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Меню сайта
 Мир кино
Главная » Статьи » Все о кино

С чего начинался кинематограф
28 декабря 1895 года в подвале «Гран-кафе», что находилось в Париже на «Бульвар-де-Капюсин», состоялся первый в истории киносеанс. Изобретатели кинематографа братья Огюст (1852—1954) и Луи (1864—1948) Люмьер показывали любопытствующей публике фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Сеанс длился всего несколько минут. Когда с белого экрана на затемненный зал двинулся огромный паровоз, зрители в ужасе повскакивали со своих мест. Впечатление было настолько сильным, что слух о новом изобретении моментально облетел весь Париж. Началась эпоха кинематографа — самого массового вида искусства нового времени.

Художественные достоинства первых фильмов нас с вами интересуют мало, тем более что сами создатели кино не находили в своих кинематографических опытах ничего художественного. В чем братьям Люмьер нельзя отказать, так это в трезвой самооценке. Уже в 1898 году, остняв в обшей сложности 1800 картин, Луи Люмьер объявил о прекращении съемок. Решение было непростым, но пионеры кинематографии осознавали, что они не могут конкурировать с настоящими художниками — прежде всего, с театральными режиссерами, занявшимися новым видом творчества. И они решили остаться просто изобретателями.

Братья Огюст и Луи ЛюмьерВпрочем, помимо киносъемочной техники Люмьеры изобрели целый ряд жанров. Первый фильм «Прибытие поезда» положил начало жанру документального кино. Фильм «Политый поливальщик» стал первой кинокомедией. Картина «Купание Дианы» положила начало игровым жанрам. Люмьерами была введена в практику съемка движущейся камерой — братья отсняли виды Венеции, разместив киносъемочный аппарат в плывущей по каналу гондоле— и множество других приемов.

С самого начала киносеансы сопровождались игрой на саксофоне или фортепиано. Причина была вовсе не в придании фильму какой-то особой выразительности. Суть происходящего в фильмах действия пояснялась текстовыми надписями — титрами. Зрители читали титры вслух, и в зале стоял невнятный гул, который и заглушала музыка. Профессия кинематографического музыканта — тапера — одна из безвозвратно ушедших в прошлое профессий, которых новый вид искусства создал великое множество. Появились профессии киноактера, кинооператора, кинорежиссера (между прочим, совсем не то же самое, что театральный режиссер), осветителя, киномеханика, кинокритика.

Как работал первый киносъемочный аппарат? Его устройство очень напоминало фотоаппарат, что вполне объяснимо — отец изобретателей был художником, сами братья Люмьер неплохо рисовали и увлекались фотографией. Процесс фиксации движущихся изображений изобрел младший брат — Луи Люмьер, старший брат Огюст ему помогал, а позже даже выполнял роль одного из первых в истории киноактеров.

Киносъемочный аппарат заряжался светочувствительной пленкой на прозрачной целлулоидной основе, края которой имели транспортировочные отверстия — перфорацию. Объектив фокусировал изображение на светочувствительной поверхности пленки. После того как кадр был отснят, световой поток перекрывался обтюратором — полукруглым вращающимся экраном, выполняющим функции фотозатвора. В тот момент, когда кадровое окно было перекрыто, скачковый механизм перемещал пленку на один кадр. Обтюратор открывал кадровое окно, происходило экспонирование следующего кадра.

Скачковый механизм был выполнен в виде снабженного специальным выступом рычага, работающего по принципу кривошипа. При вращении приводного диска рычаг совершал сложное движение, проворачиваясь на оси, на которой он был закреплен. В результате выступ зацеплял перфорационное отверстие пленки, перемещал ее на один кадр вниз, выходил из зацепления с пленкой и при экспонировании кадра совершал холостое движение, возвращаясь в исходное положение. Подобный скачковый механизм называется грейферным, а кривошипный рычаг — грейфером. (Позже был изобретен скачковый механизм типа «мальтийский крест», который обеспечивал более плавную протяжку пленки и не портил перфорацию.) Транспортировка пленки (перемотка с верхней катушки на нижнюю), привод обтюратора и грейфера осуществлялись рукояткой, которую вращал оператор.

Отснятая пленка проявлялась, обрабатывалась фиксирующим раствором и просушивалась. Получался негатив, с которого методом оптической контактной печати изготавливалась позитивная копия — готовый фильм.

Демонстрация фильма производилась при помощи того же киносъемочного аппарата, дополненного проекционной лампой. С тыльной стороны пленки, за кадровым окном, устанавливалась ацетиленовая горелка, а позже электрическая лампа накаливания. Между лампой и пленкой располагалось матовое стекло, выравнивающее световой поток проекционной лампы и обеспечивающее равномерное освещение кадрового окна. Позже матовое стекло было заменено блоком из двух положительных линз, расположенных выпуклыми сторонами друг к другу — конденсором. Демонстрация велась просветным способом. Лампа освещала кадровое окно, световые лучи проходили сквозь прозрачную целлулоидную подложку пленки и, сфокусированные объективом, воспроизводили на экране отснятое изображение.

Действие кинематографа основывалось на свойстве инерционности зрения, присущем человеческому глазу. Если перед глазами расположить стопку картинок, на которых будут нарисованы последовательно изменяющиеся фигурки, и убирать эти картинки одну за другой с частотой в 1/16 секунды, то нам будет казаться, что изменение фигурок происходит плавно. .То есть рисунки будут выглядеть как одно движущееся изображение.

Инерционнность зрения была замечена и другими изобретателями. К примеру, Томас Эдисон независимо от Люмьеров создал свой вариант кинопроектора, названный им кинетоскопом. Этот прибор предназначался для индивидуального просмотра последовательно отснятых пленочных позитивов.

Устройство киноаппарата лишь на первый взгляд может показаться простым. Перечислим лишь часть технических проблем, с которыми столкнулся Луи Люмьер. Для съемки движущихся объектов нужен светочувствительный материал, способный фиксировать изображениие с короткой выдержкой, не превышающей 1/16 секунды. Кроме того, этот материал должен иметь прозрачную подложку и быть не слишком громоздким. Люмьер воспользовался изобретением американского конструктора Джорджа Истмена, создавшего в 1889 году прозрачную рулонную фотопленку. Но эта пленка предназначалась для фотоаппаратов, имела большую ширину (69,6 мм), а потому для киносъемки подходила плохо. Люмьер выбирает пленку узкого формата, ранее заказанную Эдисоном у Истмена для своего кинетоскопа. Это 35-миллиметровая пленка с транспортировочными прорезями — перфорацией. В первых кинопленках перфорация представляла собой круглые отверстия, расположенные с одной стороны. Позже перфорация была усовершенствована — количество отверстий было увеличено с одного до четырех на кадр (что позволило применить многозубчатый грейфер), перфорация стала двусторонней (для сцепления с зубчатыми транспортировочными роликами), а сами отверстия приобрели прямоугольную форму (зуб грейфера лучше захватывал пленку). В это же время определяются оптимальные размеры кадра — 24 х 36 миллиметров: То есть вместе с рождением кинематографа устанавливаются стандарты, которые действуют до сих пор.

Первый киносеанс в «Гран-кафе» (кстати, улица, на которой произошло это событие, названа в честь женщин-монахинь, а потому произносить следует «Бульвар капуцинок») открыл не только новый вид искусства, но дал в руки ученых мощнейший инструмент для исследований природы. Одно из первых открытий принесла съемка бегущей лошади. Никто и предположить не мог, что лошадь не бежит, а... летит! Когда лошадь переходит на галоп, она в какой-то момент отрывает от земли все четыре ноги и в буквальном смысле парит.

Замедленная съемка с частотой от 1 кадра в минуту называется рапид-съемкой. Она позволяет увидеть процесс роста растений. А съемка с ускоренной частотой позволяет детально рассмотреть сверхбыстрые процессы, например падение капли на поверхность воды и образование ею брызг.

Старые киноленты начала XX века оставляют странное впечатление. Живой движущийся мир, которого уже нет... А почему все движется в ускоренном темпе? Дело в том, что в первое время съемка велась с частотой около 16—20 кадров в секунду (точно сказать трудно — камера имела ручной привод). Но с появлением светочувствительной кинопленки и оснащением киносъемочного аппарата центробежным регулятором скорости вращения рукоятки, позже — пружинным, а затем и электрическим двигателем, был принят иной стандарт — 24 кадра в секунду. При этой частоте смены кадров отсутствует неприятный эффект мерцания изображения, но воспроизведение старых фильмов выглядит несколько ускоренным.
Категория: Все о кино | Добавил: elfis (12.04.2011)
Просмотров: 2339 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
svd studio & elfis © 2024
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поделиться