Воскресенье, 19.05.2024, 04:51
Частная Коллекция
Главная Регистрация Форум FAQ Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Форма входа
Меню сайта
 Мир кино
Главная » Статьи » Все о кино

Жанры игрового кино
Определение жанра

Жанр — исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства. В каждом из видов искусства деление на жанры имеет свои особенности и не совпадает с другими видами. Тем не менее, окончательного определения термина «жанр» не существует, и понятия «род», «вид», «разновидность» часто используются как его синонимы. При этом для каждого из видов искусства характерно изменение набора жанров в соответствии с эпохой.

Общая для искусствоведения в целом проблема определения жанра актуальна и для кинематографа. При этом проблема жанра связана с широко употребляемым термином «жанровое кино», которое часто понимается как синоним коммерческого кино, рассматривающего фильм как продукт, востребованный зрителем, и противопоставляется «авторскому» кинематографу, имеющему в основе, по определению Маргарете фон Тротта, самовыражение личности, индивидуума или какой-либо культуры. Фолькер Шлёндорф, говоря об авторском кино, отмечал, что «режиссеры, работавшие в этой системе, благодаря силе своей личности, накладывали определенный отпечаток на свои фильмы, у них был определенный почерк, по которому их сразу узнавали». В свою очередь, жанровое кино должно подчиняться собственно «законам жанра», или определенным стереотипам, при создании фильма. Противопоставление авторского и жанрового кинематографа ярко выражено в манифесте «Догмы 95», пункт 8 которого гласил, что жанровое кино запрещено.
В то же самое время, существуют фильмы авторского кино, которые можно с большой степенью уверенности отнести к тому или иному уже существующему жанру, т.е. понятия "авторский" и "жанровый" вообще говоря не взаимоисключают друг друга. Также есть случаи, когда успешный авторский фильм порождал массу авторов-последователей, что в итоге приводило к появлению в кинематографе нового направления, закладывало фундамент для появления нового жанра игрового кино.
Поэтому в последнее время фильмы стали часто стали разделять на авторское кино (которое иногда тоже может быть жанровым), и так называемый "мейнстрим" (основную массу прокатных, высокобюджетных фильмов, которые обычно бывают "жанровыми" для привлечения массового зрителя). Поскольку успешные прокатные фильмы "мейнстрима" делаются чаще всего с коммерческими целями, то для их достижения обычно учитываются уже сложившиеся "жанровые стереотипы" и ожидания массового зрителя (вестерн, боевик, мелодрама и т.п.). Это облегчает выполнения коммерческих задач фильма и создатели фильмов для широкой аудитории обычно ориентируются на тот или иной устоявшийся жанр и его "законы" в процессе создания фильма. Такие фильмы обычно гораздо легче поддаются стандартному классифицированию, чем фильмы авторские, служащие прежде всего целям самовыражения режиссера-создателя авторского фильма.
Таким образом, речь идет не о полном безоговорочном противопоставлении авторского кино жанровому, а скорее о том, что авторское кино обычно на порядок сложнее поддается стандартному классифицированию. В связи с этим иногда даже говорят обо всем авторском кино как о своего рода отдельном жанре кинематографа.

Возникновение и становление жанров

Понятие киножанра начало формироваться с становлением студийной системы Голливуда. Оно помогло систематизировать производство фильмов и облегчило их продвижение на рынке. Также, на протяжении «золотого века» Голливуда, когда студии выпускали кинофильмы сотнями, классификация предлагала сценаристам некие шаблоны для работы. Каждая студия специализировалась на производстве фильмов определённого жанра: Paramount Pictures - на комедиях, Universal Studios - на фильмах ужасов, Metro-Goldwyn-Mayer - на мюзиклах. В это же время некоторые режиссёры стали ассоциироваться у зрителей с конкретными типами кинофильмов: Альфред Хичкок - с триллерами, Джон Форд - с вестернами, Дуглас Сирк - с мелодрамами. Однако прежде всего зрители связывали определённые жанры с актёрами: Джона Уэйна и Рэнфольда Скотта с вестернами, Джеймса Кэнги и Эдварда Г. Робинсона с гангстерскими фильмами, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик с мелодрамами, Бориса Карлоффа и Белу Лугоши с ужасами. Со временем актёры стали так тесно связаны с определёнными жанрами, что появление их в фильмах нового другого жанра становилось сенсацией[10]. В наше время жанры и актёрские амплуа стали куда более гибкими, хотя в сознании зрителей, например такие актёры как Брюс Уиллис, Арнольд Шварценеггер, Сильвестр Сталонне ассоциируются с боевиками, Джим Кэрри и Лесли Нильсон - с комедиями. Также существуют режиссёры, специализирующиеся на фильмах определённого жанра, например: Уэс Крэйвен и Ламберто Бава - на фильмах ужасов, Джон Хьюз - на фильмах для подростков, Вуди Ален - на комедиях, Дэвид Цукер - на пародийных комедиях, Джон Ву - на боевиках, Роланд Эммерих - на фильмах-катастрофах. За годы существования популярные мотивы стали клише и традиционные киножанры стали приобретать новое, иное толкование, расхожие клише стали оспариваться, высмеиваться и пародироваться.

Система жанров

Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Согласно Большой советской энциклопедии, жанры кинодраматургии, относительно четко разграничивавшиеся на ранних стадиях развития кино (приключенческий, комедия, мелодрама и др.), становятся менее определёнными, нередко взаимопроникают. Киновед Д. Солунский также полагает, что «мы имеем дело с динамическим процессом, а не со статичной структурой. Процесс жанрообразования идет на наших глазах. Творческим продуктом, артефактом, становится не только фильм, но и жанровая формула. Раньше она не была творческим продуктом, произведение вписывалось в какой-то жанр автоматически, по объективным критериям. А теперь это креатив.»

Зарубежные авторы также видят трудности в определении и систематизации жанров. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика». Сомнению подвергается сама возможность создания ясной и объективной системы распределения фильмов по жанрам.

Роберт Стэм усматривает четыре ключевых проблемы в исследовании жанра: объем использования конкретного жанрового термина; поиск жёстких критериев отнесения к тому или иному жанру; чёткость определения жанра, позволяющая отнести каждую картину только к одному жанру; проблема эссенциалистского подхода и изменения содержания жанра с течением времени.

Вместе с тем, киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов.

Практическое значение жанровой системы кинематографа

Наряду с киноведческими классификациями, опирающимися на свою собственную систему критериев, у классификации кинофильмов на жанры есть отчетливая коммерческая и маркетинговая задача - сориентировать зрителя на предмет, какой примерно фильм он увидит в ближайшие несколько часов, интересует ли его это зрелище и стоит ли отдавать за просмотр фильма деньги.
Поэтому жанровая принадлежность фильма обычно имеет большое значение в случае его проката в кинотеатрах и показа на телевидении.

Жанровая система IMDb

Портал Internet Movie Database (IMDb) применяет собственную систему деления фильмов по группам, в которой одна лента может относиться к нескольким «жанрам» одновременно. Авторы сайта при этом делают оговорку: «Что такое жанр? Жанр — это просто распределение фильмов по определенным типам на основе их стиля, формы или содержания. Многие фильмы могут быть с легкостью отнесены к таким категориям, как вестерны, драмы или комедии. Но конечно, некоторые фильмы не укладываются в эти рамки, поэтому этот список условен.» В систему IMDb входят как классические жанры, например, комедия или приключенческий фильм, так и виды кино, то есть документальное и анимационное, а также телевизионные жанры, как ток-шоу и новости. Жанровая система IMDb служит примером достаточно прагматичного подхода к решению теоретической киноведческой задачи о классификации фильмов по жанрам.

Отдельные жанры и подходы к классификации фильмов

Классификацию продуктов игрового кинематографа как современной формы драматургии принято классифицировать по ее ключевым жанрам:
Трагедия или драма
Комедия
Трагикомедия.

Потребности зрителей концентрируются в виде определенных предпочтений, неких жанров, которые рынок или отдельные авторы подхватывают, упорядочивают и реализуют в виде жанрового кино, которое может быть как авторским, так и коммерческим или сделанным по заказу государственных органов или другой «власти» (церкви, телевидения). Жанровостью в данном случае является не отнесение кинопродукта именно к какому-либо драматическому жанру (трагедия, комедия или трагикомедия), а проявление его сущности в одном из этих трех взаимоисключающих жанрах в виде не взаимоисключающих друг друга жанров более низшего, «сюжетного» уровня (субжанров).

Вышеприведенные общеизвестные жанры кинематографа с определенной долей условности можно классифицировать по классическим элементам (признакам) драматургии, разделив их таким образом на субжанры:
по времени действия;
по месту действия;
по героям действия;
по действию:
по психоэмоциональному воздействию на зрителя
по классическим элементам действия.

Классификация жанров по времени действия (когда?):
Историческое прошлое – историческое кино, в т.ч. пеплум,
Фантастическое будущее – фантастика,
Настоящее время или недалекое прошлое,
Время особого значения не имеет.

Классификация жанров по месту действия (где?):
Дикий Запад – вестерн, в т.ч. истерн, спагетти-вестерн (разновидность боевиков)
Открытый космос – космоопера (фантастика)
Земля после катастрофы – постапокалиптика (разновидность фантастики)
Любое место во время катастрофы – фильм-катастрофа (разновидность триллеров)
Путь, путешествие – роуд-муви (разновидность приключений)
США 30-х годов – гангстерское кино (зачастую)

Классификация жанров по героям действия (о ком?):
Кино о животных (вымышленных или реально существовавших)
Биографическое кино
Кино с вымышленными героями, в т.ч. супергероях, гангстерах, подростках, вампирах и т.д.
Кино без героев или кино об одушевленных предметах.

Классификация жанров по психоэмоциональному воздействию на зрителя:
Реализация идеи, поиск единомышленников (в том числе, вызывая у зрителя эмоции) – интеллектуальное кино
Стимулирование определенных эмоций – развлекательное кино, психологическое кино в широком смысле:
тревога в целом – триллер, в т.ч. фильмы ужасов, детективы, боевики
страх, испуг – фильм ужасов
чувство мести, ощущение возмездия, справедливости – боевик
сексуальное возбуждение – эротический фильм
состояние любви, грусть – мелодрама
состояние радости, смех, улыбку – комедия
заинтриговать – детектив.

Классификация жанров по классическим элементам действия:
Военное/антивоенное кино – о войне
Героическое кино – о героизме
Кинокомикс (супергеройское кино) – о супергероях, сверхспособностях
Фэнтези – о вампирах, оборотнях (зачастую) и т.п.
Гангстерское кино – о гангстерах 30-х годов в США
Криминальное кино – о криминале в целом
Молодежное кино – о молодежи (не путать с возрастным кино)
Философское кино – о философских проблемах
Политическое кино – о политике
Лирическое кино – о личных переживаниях, настроениях (разновидность мелодрамы)
Любовная история – о любви (разновидность мелодрамы)
Приключенческое кино – о приключениях
Киберпанк (разновидность фантастики)
Неоготика (разновидность фантастики)
Нуар (разновидность детективов)
Джалло (разновидность фильмов ужасов)
Карате-кино (разновидность боевиков)
Фильм-пародия разновидностькомедии)
Фильм-сатира (разновидность комедии)
Фильм-фантасмагория (в т.ч. фильмы-утопии или -антиутопии)

Зачастую продюсеры или прокатчики допускают тавтологии, видимо, с целью усиления эффекта на потенциального зрителя – психологический триллер, психологическая драма, сатирическая или пародийная комедия, криминальный боевик и т.д. Кроме этого к жанрам или субжанрам фильмов зачастую используют такие качественные прилагательные, как "психологический" (психологическая драма), "эксцентрический" (эксцентрическая комедия), "научный" (научная фантастика) и т.д., что еще более усложняет жанровую систему, запутывает зрителя.

Также в определении жанров кинокартин встречаются:
литературные термины, которые не- или слабоприменимы к кино – эпопея (эпос), новелла, повесть, притча и т.д., а фильмы, к которым они применяются можно отнести к киноэкранизациям литературных произведений, либо необходимо внести дополнительную классификацию жанров кино по стилю или хронологии изложения сюжета, как к жанрам литературных прозаических или поэтических произведений;

театральные термины – мюзикл, водевиль, оперетта и т.д. – преимущественно в отношении музыкальных фильмов.

Материал из Википедии

Категория: Все о кино | Добавил: elfis (24.03.2011)
Просмотров: 4290 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
svd studio & elfis © 2024
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поделиться